Материал разработан и предоставлен Дэнной. Часть записана Эланор.

Шрифтом выделены цитаты из "Сильмариллион" и "Утраченных сказаний".

Жирным курсивом выделены адаптированные разработки для игры "Сильмариллион или Камни Судьбы", автор разработок Эол.

ОБ ОРКАХ

Орки на синдарин называются Ирчи, а так же гламхос - шумная орда. На Черном наречии Уруки.

“ Мудрые в Эрессеа справедливо считают, что, все, те Квэнди, кто оказался в руках Мелькора, были сломлены, прежде чем попали в Утумно, где, будучи в плену, были, путем долгих мучений, искажены и превращены в рабов.
И таким образом Мелькор вывел в насмешку и подражание эльфам, жуткий народ - орков, которые в последствии были их злейшими врагами”.

Когда-то когда Мелькор еще был лишь айну, одним из многих сотворенных Единым, он в начале начал еще в Песне Творения заспорил с собратьями и Единым.
То, что пел он, было названо искажением, однако никто не может отрицать, что Мелькор пел одновременно с третьей темой, которую пел сам Илюватар.

“…Тогда снова встал Илюватар и айнур увидели, что вид его суров. Воздел он руку правую и о диво! Третья тема зазвучала в буре звуков совершенно не похожая на предыдущие.
Сначала она была тихой и приятной, тонкими ручейками журчали нежные мелодии, но буря звуков не могла их заглушить. Крепла новая музыка и звучала все громче, все глубже.
Наконец, словно две разные Музыки, полились перед троном Илюватара.
Одна плыла неспешно, глубоко и широко, была она прекрасна, и великую красоту придавала ей бесконечная печаль, но она же и замедляла ее течение.
Другая же сложилась сама по себе: была она громкой, с бесконечными повторами, тщеславие звучало в ней, и мало было гармонии, но скорее шумный унисон многих труб, выкрикивающих отдельные ноты.
Громкостью голоса она пыталась заглушить другую музыку, но казалось, что самые ликующие ее звуки подхватываются той, другой, поглощаются ею и сплетаются с торжественной печалью.
Когда борьба звуков достигла такой силы, что сотряслись стены чертогов Илюватара и вздрогнула дотоле не потревоженная Тишина, в третий раз встал Илюватар, и страшен был его вид. Обе руки воздел он и последним аккордом, прозвучавшим глубже бездны, и выше тверди и пронзительно, как свет очей Илюватара, Музыка смолкла.”
Сильмариллион перевод В.А.М. Айнулиндалэ стр. 7-8.


То же самое мы встречаем и в Утраченных Сказаниях, том 1 стр.54-55.
Привожу для сравнения:
‘’…..И в разгар сей порождающей эхо схватки, от которой сотряслись чертоги Илуиватара и дрожь пронизывала темные пространства, Илуватар воздел
над собой обе руки, и в одном непостижимом созвучии — необъятнее тверди небесной, великолепнее солнца, пронзительнее нежели свет взора Илуватара — музыка оборвалась и умолкла.
Книга Утраченных Сказаний том 1 Музыка Айнур перевод В. Свиридова.


Но даже Единый не может отменить предпетого, иначе дисгармония внесенная Мелькором не породила бы изменений. Но зато все созданное может найти себя в мире сотворенном по замыслу Илюватара, ибо всему есть место. Подтверждение тому Сильмарилион.

…..
’’ Тогда заговорил Илуватар и сказал он:
-- Могучи айнур и самый могущественный из них -- Мелькор. Но да знает он, и знайте все вы, айнур, что я -- Илюватар, и покажу вам все, что вы здесь пропели, дабы увидели вы, что сотворено вами.
А ты, Мелькор, увидишь, что нельзя исполнить ни одной темы, исток которой не был бы во мне, и нельзя изменить музыку без моего согласия. Тот, кто вознамериться это сделать, лишь в том убедиться, что он – орудие мое в сотворении вещей более удивительных, чем он мог себе вообразить.“

Затем увидели айнур видение, в котором показал им Илюватар, все,
что они
сотворили своей песней.

“…Зрите свою Музыку! Вот ваши песни. Каждый из вас есть в этом Мире, в вещах и делах, задуманных мною для вас, хотя вам может казаться, что замыслы – ваши. А ты, Мелькор, найдешь воплощение всех своих тайных мыслей и поймешь, что они лишь часть целого и призваны возвеличить его .
5
Сильмариллион перевод В.А..М.Айнулиндалэ стр. 8

Для сравнения привожу Утраченные Сказания.

-Узрите же песнь вашу и вашу музыку! По мере того как выиграли, музыка
повинуясь моей воле, обретала форму и вот! Теперь мир развертывается и история его начинается так же, как развертывалась и начиналась моя тема в ваших руках.
Каждый найдет в сем моем замысле те украшения и усовершенствования, что задумал он сам; и даже Мелько обнаружит там сущности, пусть и противные моему разумению, что ухитрился он измыслить в своем сердце.
Только увидит он, что они есть ничто иное, как часть целого и дань величию целого. Единственное, что добавил я – это огонь дающий Жизнь и Бытие.
Книга Утраченных Сказаний том 1, Музыка Айнур перевод В. Свиридова


Т.е. даже созданное Мелькором нашло место на Арде волей Илюватара.
Из чего видно, что орки народ живой и душой, fea, разумеется обладают, а
значит способны свободно мыслить и отвечать за свои поступки и мысли.

Орки обладают своей культурой и традициями, как и любой иной народ, которых очень строго придерживаются. В результате чего почти не воспринимают иные культуры, так как те, в большинстве случаев, по меньшей мере, противоречат их собственной.
Традиции и обычаи орков весьма своеобразны, хотя всегда подтверждены их суровой жизнью.

Не стоит забывать, что орки почти с самого начала своего существования, как
Народа, были ввергнуты в войну и скомпрометированы ею, в глазах всех остальных народов.
Так
как у любого воинственного народа, прожившего в состоянии войны более трех поколений, в течение этого времени происходит радикальная смена моральных приоритетов которая, как правило, приводит к тому, что такой народ начинает ставить свое выживание, как народа, выше всего остального, что в свою очередь сказывается на воспитании отношения к окружающему миру.

В остальном это обычный народ, желающий спокойно растить своих детей и
не бояться за них и их судьбу.

Общая Иерархия:

Шаман
Старейшие
Главы Родов Ученики Шаманов

Главы Семей Воины Матери Родов

Наследники Глав Родов Матери Семей

Наследники Семей Наследницы Матерей Родов

Взрослые орки Наследницы Матерей Семей

Подростки Орчанки

Мальчики (орчата)

Девочки (орчёнки)

Дети до пяти лет. (орки пяти лет
, это люди семи с половиной, семи лет.)

Шаман -- тот с кем говорят духи, Шаман знает травы и природу вещей, он знает природу тела, как орка так и зверя, чувствует Землю, Воду, Воздух и Огонь, слышит деревья, цветы и травы, понимает знаки посылаемые духами, может сказать по облакам и ветру события грядущего дня.

Шаман знает все обряды связанные с обычаями и традициями своего народа,
Помнит все сказания и легенды, а так же обычаи и традиции своего народа.
Шаман умеет лечить как травами, так и силою призываемых духов.
Слово Шамана неоспоримо, так как кому еще дано так понимать окружающий мир, как не тому с кем говорят духи?
У Шамана есть Ученик и помощник, помощником, как правило, является Старший Ученик готовящийся вскоре стать Младшим Шаманом.
Учеником же
может стать любой способный орк не старше двадцати пяти лет, ибо ученичество занимает годы.
Ученик и помощник Шамана живут вместе с ним в его доме, он волен в их судьбе как в своей собственной и подчиняются они ему беспрекословно. Шаман же учит их всему,
что знает и умеет сам, и отвечает пред духами за их поступки, как за свои собственные.

Старейшие. Старейшим является любой орк проживший столько, что при нем
родилось более трех поколений. Прожить столько во время войны сложно, а потому Старейшие пользуются особым почтением.
Даже Шаман говорит со старейшим как с равным, ” ибо к нему благоволят сами духи.”
Хотя слово Шамана и перевесит слово Старейшего, так как тот обычный орк
и с ним духи не говорят. Однако все равно слово Старейшего является словом мудрого и к нему прислушиваются даже более чем к слову Главы Рода.
Словом Старейший первый орк после Шамана.

Главою Рода является -- старший сын Старшей Семьи, а Матерью Рода, старшая в роду орчанка. Наследницей её является либо старшая после неё в роду, либо названая ею орчанка.

Наследник Главы Рода – его старший сын.

Род – это десять Семей. Семья это -- три поколения (т.е. три малых семьи: отца, сына и внука).

Глава Семьи -- старший в Семье орк, а Мать Семьи – старшая из тех, чьи дети уже имеют собственных детей.
Наследница её – та, которую избрал наследник, достигший совершеннолетия.

Наследником малой семьи называется старший сын.

Воином является каждый взрослый орк.

Взрослым является любой орк достигший 15-ти лет.

Воином Цитадели или Тол –ин – Гаурхот, те, кого избрали, кроме наследников.


Существует такое понятие как старшинство семей.

Старшей семьёй, среди малых семей, является та – глава которой наследник малой семьи.

Семьи его братьев делят старшинство между собой, по старшинству глав семей.

Рождение.

При рождении всегда присутствует Шаман, он же держит в руках орчонка пока отец приносит выкуп Смерти и срезает щепоть шерсти со шкуры зверя.
Зверь должен быть диким и здоровым. Желательно хищным и пойманным за сутки до рождения орчонка.
Затем Шаман, держа одной рукой родившегося, второй принимает из рук отца щепоть звериной шерсти и передаёт новорождённого своему помощнику.
Пока тот держит орчонка Шаман вкладывает шерсть в кожаный мешочек со шнурком и кладёт его в руку новорождённому.
Считается
добрым знаком если орчонок сам сжимает выкуп, в ином случае Шаман закрывает пальцы ребёнка на мешочке с выкупом.
Считается так же, что чем дольше продержит новорождённый свой выкуп в руках -- тем лучше.

Как только выкуп оказывается в руке у орчонка, его
тут же передают матери
и с этого момента до того времени пока мальчику не исполнится 5 лет и 1 месяц
ребенок является матернским.
Девочка же остается материнской до тех пор, пока её не изберет взрослый орк Матерью своих детей. (т.е. до замужества.)

Шаман следит за ребёнком и, когда тот выпускает из пальцев выкуп, вешает мешочек на шею рождённому.

Шнурок всегда такой длины, что когда орк вырастает, то мешочек с выкупом лежит чуть ниже ямочки под горлом.

За все время жизни орка шнурок на котором висит выкуп. Не удлиняют и не укорачивают.

Если же, по какой либо причине, мешочек обрывается со шнурка, орк тут же сжимает его в руке и, при первой же возможности, мчится к Шаману, который вновь вешает выкуп на шею. До этого момента орк ни за что не разожмет руки с выкупом, иначе он перестанет его охранять и Смерть явится за ним.

Если же до шамана добраться невозможно, то орк может попытаться, не разжимая ладони с выкупом, вновь завязать шнурок мешочка на шее самостоятельно, помочь ему в этом может только побратим.

Детство.

Как только орчонок начинает удерживать в руках отцовский охотничий нож, ему дают в руки выкованный для него клинок, с этих пор он с ним не разлучен. Это его забава, отрада, защита, его лучший друг и наставник, часть его самого.
Пока орчонок не начнет “входить в разум”, т.е. помнить себя и сознательно воспринимать окружающий мир, за сохранностью клинка смотрят мать или сестра. Как за частью его самого. Позже он отвечает за свое оружие сам. Клинок дается только один раз.
Потерять его – это потерять часть себя.
Если отобрали – позор. Жесточайшее унижение, которое любой свободный орк может смыть лишь смертью того, кто его так унизил. Орк без оружия, без своего детского клинка, не орк – раб.

Когда же орчонок выучивается бегать и кувыркаться, его
торжественно приглашают принять участие в отточке его клинка. С этого момента он бегает, играет и спит с остро отточенным клинком. Носить его в ножнах дозволяют только тогда, когда орчонку удается самому сделать такие ножны, из которых клинок никуда ни денется при любых акробатических трюках, и вместе с тем, из которых его всегда легко будет выхватить.

Взросление.

По прошествии месяца после того как орчонку исполняется пять лет, его осматривает Шаман и, если орчонок здоров и хорошо развит, передает его отцу.
С этого момента мальчик становится отцовским.
Это значит, что как ранее не вмешивался отец в обучение и воспитание ребенка, а мать отвечала за все поступки сына, так теперь мать не вмешивается в отношения отца и сынка, а отец отвечает за любой его поступок перед Главой Семьи или Главой Рода.
Мальчик же, до тех пор пока не вырастет, во всех своих делах и поступках принадлежит отцу и отец волен в его судьбе так же, как до этих пор в его судьбе вольна была мать.

Совершеннолетие.

Когда орку исполняется 15 лет, его приводят к Шаману, шаман смотрит на него, проверяет развитие тела и духа и объявляет отцу, который привел своего сына, достоин ли тот, быть воином.
В случае достойном, Глава Рода вручает молодому орку ятаган. Воинское снаряжение; пояс и ножны
, молодой воин должен сделать сам.
Отец может подарить кожу или другой материал, хотя считается более достойным если юный орк достает все сам.

С этого дня он полноправный воин, без каких либо поблажек на юный возраст. Теперь уже отец не волен в его судьбе, теперь он может только следить за сыном и советовать ему.
Став воином орк подчиняет себя, абсолютно сознательно, воле старшего отряда, который теперь волен в его жизни и смерти.

Достойным воина делом всегда являлось:
Война, охота, ковка, выделка кож, создание доспеха, будь то кожаный доспех или из металла, создание или ремонт оружия, измысление военных приспособлений и другие воинские ремесла.

Воин должен уметь выжить не обладая ничем, кроме собственных рук. Он должен суметь сплести силки из трав, обколоть камень так чтобы получить подобие ножа, добыть зверя, дабысделать из его шкуры себе одежду а из кости оружие не хуже стального.

Воину не должно вмешиватся в домашнее хозяйство, женские сплетни и детскую возню.

Орчанки занимались хозяйством и детьми. На них было все ведение дома и забота о семье.
С возраста когда орчёнка могла поднять нужную вещь она должна была помогать матери и сестрам.

В случае беды…

В случае беды воинами признаются все способные держать в руках оружие. Сражаются орки, защищая свои дома, до последнего дыхания.
Распределение сил отработанно, увы, веками. Даже самые маленькие готовы к тому, что это может быть. Страх есть страх, но действовать он, как правило, не мешает. Там где ребенок человека сожмется в комочек и заплачет, орчонок, даже если и станет плакать от страха, будет драться.
Если враг рвется в поселок, его задержат спасая малышей.

Распределение сил.

Окрестности поселения и рубежи окрестностей:
опытные воины. ? всех сил.

Рубежи селения и подходы к нему: молодые воины
под предводительством
оставшейся четверти опытных воинов.

Поселение: (рубеж по крайним домам и до .) матери и орчанки “Достигшие возраста”.

Рубежи первых улиц: орки с двенадцати лет и “ Достигшие возраста.”

Бои за дома, пока уходят младшие: орки и орчанки старше десяти лет.

Прикрывают бегство:

Орки и орчанки старше девяти лет.

Возглавляют младших орки и орчанки старше семи лет; они должны выжить и вырастить в горах младших и “рожденных”, обязательно надо сохранить хотя бы одну козу, как источник молока и шерсти.

Выжившие такой ценой, как правило, непримиримы к чужакам, порой жестоки. Часто выживают почти одни мальчики, что в таком случае провоцирует еще и набеги за “ невестами ”,для продолжения рода

Орки Цитадели Ангбанд*

Орочий народ это часть мелодии Мелькора в мире Арда. Поэтому неудивительно, что власть Мелькора над орками велика. Войска Ангбанда в основном состоят из орков, в том числе и элитные части "Олог хай" и "Урук". Из орков состоит и почти весь обслуживающий персонал Черной твердыни. Набор в орочьи войска Ангбанда осуществляется в подвластных Мелькору северных районах Арды, каждый десятый орк призывается в возрасте 20 лет в эти войска. Каждое орочье поселение посылает своих рекрутов в Ангбанд, число рекрутов зависит от численности населения этого поселения. Длительность службы - 10 лет, по истечении этого срока многие орки остаются в армии на сверхсрочную службу. В начале службы - первые два года - все орки проходят обучение военному делу. После обучения они распределяются по боевым подразделениям. Первые два года в боевом подразделении считаются воинами первой линии, вторые два года - воинами второй линии, потом переходят в ранг воинов третьей линии, последние два года и во время сверхсрочной службы считаются ветеранами. Длительность сверхсрочной службы ограничена пенсионным возрастом - 55 лет, хотя есть и исключения. Для сверхсрочников предусмотрены отпуска в поселения, разрешено заводить семьи, срочники лишены этой привилегии, а семьи им заводить запрещено. Отпуск для срочников - это награда за отличную службу. Все эти правила распространяются и на обслуживающий персонал Ангбанда. При выходе на пенсию предусмотрено выходное пособие, зависящее от заслуг и стажа службы. Кроме регулярных войск существует набор в иррегулярные подразделения, осуществляемый на добровольной основе. Иррегулярные части проходят тот же курс обучения в течение двух лет, а потом служат ещё шесть лет. Примером иррегулярной части может служить "ДИКий легион", набранный для службы в Тол-н-Гаурхоте и на землях дома Беора.

Орки из гарнизона Ангбанда, кроме обучения военному делу, проходят специальную подготовку по укреплению "аванирэ" - (защиты, блока, щита) от насильственного проникновения в сознание и контроля над поведением. Такое проникновение и контроль могут осуществлять айну - валар и маяр, а также некоторые особенно продвинутые эльфы. Конечно, несмотря на всю подготовку, невозможно блокировать проникновение в сознание воли вала (при непосредственном контакте), ну так вала на игре один - Мелькор, он же и осуществляет данную подготовку:-))) Его силой и питается это укрепление аванирэ. А вот от воздействия магии эльфов и многих маяр это защищает. Кроме этой психологической подготовки, Мелькор продлевает жизнь своим верным слугам - в среднем орк, служивший в войсках Ангбанда, живёт в два раза дольше обычного орка. (Конечно, если не погибнет в бою, но это риск службы в любой армии). Ветераны, вышедшие на пенсию после сверхсрочной службы, пользуются большим уважением в поселениях орков. Именно они часто становятся старейшинами родов. Также они занимаются военной подготовкой орочьей молодёжи в поселениях.

*Этот текст специально адаптирован к игре "Сильмариллион или Камни Судьбы". Это игровая разработка.

СЛОВАРЬ

Словарь еще далеко не полон. Собственно он находится в зародыше. Но мы надеемся на скорое продолжение и пополнение.
Обратите внимание. Слова приведенные здесь большей частью наименования животных которые одновременно являются и именами. Они приведены здесь большей частью в мужском варианте.
В женском варианте к имени как правило добавляется буква “и” Реже –“а”.
К примеру: он-Таш , она –Ташши. Он- Рхарг, она- Рхарга.
Буква “ш” в конце слова в женском варианте удваивается.
Иногда имена не меняются К примеру –Хашер. Так можно назвать и женщину и мужчину.
При окончании мужского рода на буквы “т” и “х” добавляется приставка “ши”: орел –Кхурт, орлица –Кхуртши.

ИМЕНА И НАЗВАНИЯ


А

Аршарг-выдра
Архаш –летучая мышь.

Г

Гаштарг –Горностай.

К

Карнаш –хорек
Кхашерг –огонек.
Кхарог-вепрь.
Кхорк-барсук
Кханк –гриф
Кхурт –орел (обратите внимание на женскую форму слова “орлица” -“кхуртши”)

Л

Лафх –бобер.
Лукшер –барс.

О

Орш –лис
Оршарг- ёж.

Р

Ракхаш -ласка.
Рашах –куница
Рхарг-волк

С

Серг –малый дракон, ящер.
Серх –варан.

Т

Таш –лесной кот.
Тхаш -камышовый кот.

У

Угх –филин.
Угхашт –неясыть.
Углушт –нутрия.
Углук –сыч
Углушт –нутрия.
Уграш –медведь.
Угхарг –выхухоль.
Укхарг –выхухоль
Улха –сова.
Урс –рысь

Х

Хашер –норка.
Храрог –ястреб,
Хуршат -кречет.

Ш

Шаргх –россомаха.
Шаркут-коршун
Шарк –енот.

ОТДЕЛЬНЫЕ СЛОВА И ИНОЕ ЗНАЧЕНИЕ НЕКОТОРЫХ СЛОВ.


А

Арх –лететь.
Аш –мышь.
Ашт –тревога.

Г

Гхаш –огонь.

К

Каш –шелест.
Кхурт –парить.
Кут –атака, нападение сверху

Л

Лафх –плавать, плеск.

Т

Таш -крастся.

У

Угх –страж
Улха –страх.

Х

Хур –крылья.

Ш


Шар –шорох крыльев.
Шат –тень.
Шах -шорох
Шагр –бег.